29.11.2020 fa fa- Home

Russian News 24

Новости России и мира онлайн

С места — в курьеры

 

С места — в курьеры

Неожиданно одной из важнейших профессий нового мира во время пандемии стал курьер. Крупный и мелкий бизнес в авральном режиме набирает армии курьеров. Они должны спасти компании от экономического краха. Новобранцев в разноцветной униформе с огромными рюкзаками становится все больше на пустых улицах. Как курьер заступает на стражу мирового порядка, выяснял «Огонек».

Наталия Нехлебова

Искандер Ахупов стоит в углу между тритонами и попугаями. Облокотившись на коробки с безалкогольным пивом для собак, он забивает в телефон адреса доставки на завтра. Курьером он работает всего неделю, до этого трудился официантом в японском ресторане. «Семнадцать адресов! — восклицает он.— Всем нужен корм! Кошки, собаки, попугаи, морские свинки, тритоны эти… Позавчера одному возил пиво для собак. Мужику выпить не с кем, пьет со своей долматиной… Еще золотую рыбку заказали на завтра. А я сам теперь как золотая рыбка. Искандер, между прочим, значит «защитник»».

Маленький зоомагазин в Мытищах пытается выжить в сложные времена с помощью доставки. Раньше здесь работало три курьера, теперь 10. «Мы заключаем с ними срочные договора,— поясняет владелец магазина Александр.— Ездят они на своем транспорте. Если нужно, цифровые пропуска помогаем оформить. На день выдаем комплект из пяти медицинских масок и перчаток, антисептические средства. Зарплата в зависимости от продолжительности смены. Но все стараются заработать. Тысяч сорок в месяц выходит. Да, у нас увеличился расход на зарплату курьерам, но доставка спасает мой бизнес. Продажи упали, конечно, но благодаря тому, что мы развиваем доставку, не так сильно, как могло бы быть. Доставляем в основном корма. Но иногда и животных — рыбок и хомячков, как правило. Родители стараются как-то развлечь детей».

Батальоны просят борща

У большинства крупных супермаркетов очередь на доставку продуктов. Их привозят только через несколько дней после заказа. В конце марта приходилось ждать по две недели. В приоритете пенсионеры и инвалиды.

Компании в срочном порядке перестраивают свои курьерские службы. Набирают людей, закупают автомобили, строят новые склады.

Например, если до начала марта курьеры сети «Перекресток» доставляли до 10 тысяч заказов в день, то сейчас запросов на доставку поступает в 10 раз больше. Компания вынуждена была в авральном режиме нанимать курьеров, проводилось по 100 собеседований в день. Людей искали не только через рекрутинговые агентства, но и через соцсети.

«В марте мы наняли 500 новых сборщиков заказов и водителей-экспедиторов (именно они развозят продукты.— «О»).— рассказывает Ольга Калоева, операционный директор сети «Перекресток»,— сейчас мы продолжаем наем сотрудников».

Курьеры сейчас нужны всем. По данным рекрутингового сервиса HeadHunter, в Москве в данный момент открылось в четыре раза больше вакансий курьера, чем было год назад.«Заметный рост вакансий для курьеров происходил со второй половины марта, когда многим компаниям понадобилось срочно переводить продажи на дистанционный формат,— говорит руководитель пресс-службы HeadHunter Александр Джабаров.— В марте количество вакансий для курьеров на hh.ru составило более чем 2,2 тысячи, в первой половине апреля это число уменьшилось до 1,6 тысячи».

СберМаркет (одна из крупнейших сетей доставки продуктов на дом, работает в 40 городах) также экстренно решает проблему лавинообразного повышения спроса на доставку. «Доставка на ближайшие дни может быть занята, а минимальная стоимость заказа увеличена,— информируют они своих клиентов.— Мы делаем все возможное, чтобы вернуть стандартные условия и увеличить количество свободных интервалов». В начале марта с сервисом сотрудничали более 1200 курьеров, сейчас, в середине апреля,— уже более 4 тысяч. Это позволило компании за месяц удвоить ежедневное количество доставляемых заказов с 5 до более 10 тысяч в день.

В сервисе доставки готовой еды «Яндекс.Еда» сообщили о том, что многие компании, с которыми они работают, увеличили количество курьеров в пять раз. Аналогичный сервис Delivery.Club в середине апреля впервые выполнил свыше 1 млн заказов за неделю.

Ищут курьеров через рекрутинговые агентства, социальные сети, объявления на официальных сайтах и в самих магазинах. Кроме того, информация распространяется внутри диаспор. Устраиваться на работу приходят семьями.

Тахмина в платке и зеленой униформе Delivery Club доставляет заказы на велосипеде. В день проезжает около 20 километров. Она вместе с 24-летним сыном приехала из Узбекистана 2 месяца назад. Сын устроился курьером в «Яндекс», Тахмина — в Delivery

«Да легкая работа,— говорит она.— В день получается за 8 часов зарабатывать 1200–1500 рублей. Платят за количество заказов. Сын 12 часов работает. Получается 2 тысячи. Сумка не тяжелая. Не больше 5 килограммов в ней вожу. Перчатки и маску выдают. Но перчатки я не ношу, они в кармане. С ними невозможно в телефоне адреса смотреть. Да не боюсь я заразиться. Я гражданскую войну в Узбекистане пережила. А это же не война, не стреляют. Я сумку ставлю, отхожу на полтора метра. Они забирают. Невозможно заразиться. Лучше работать, чем дома сидеть. Сейчас больше заказов стало, денег будет больше. Это очень хорошо, когда есть работа». Тахмину в маленьком районе, где она развозит еду, уже знают все гуляющие с собаками. Она проезжает по мосту через Яузу, на котором собаководы кормят уток, каждые 15 минут. «О, салам! Сильная женщина»,— машут ей.

Время роста

Если у курьеров, которые работают на сервисы-гиганты, зарплата растет, то тем, кто работает на обычные рестораны, зарплату урезают. «Сначала нам 200 рублей за заказ платили,— рассказывает Герман, курьер «Чайхоны №1»,— потом 120, с апреля вообще 80. А что вы хотели? Было 60 ресторанов, сейчас осталось 5, которые на доставку работают. Трудимся 12–13 часов в день. Масок выдают достаточно. Каждые 2–3 часа меняю. Заказов 15–20 в день. Я вообще инженер, работал в строительной компании. Но год назад пришлось уволиться, по пять месяцев зарплату не платили. Проблемы в строительстве сейчас. Здесь сначала все было стабильно, а теперь вот так. Когда ситуация изменится к лучшему, когда? С чего будет хорошо? И если будет, то для кого? Да понятно, для кого! Да когда вообще простым людям хорошо в России было? А работа интересная, я втянулся, люди разные попадаются. Где я только не был… И в борделе, и в бане… Может, я и боюсь заразиться, но что делать. Другого-то выхода нет. Нужно перетерпеть это время».

Сервисы доставки готовой еды Delivery.Club и «Яндекс.Еда» активно призывают рестораны к сотрудничеству. Мол, так проще выжить. «Мы снизили комиссию для новых ресторанов до конца августа,— рассказали в Delivery.Club,— а также предложили им маркетинговую поддержку: все новые рестораны попадают в специальную подборку в приложении и на сайте, а каждый клиент может сделать первый заказ из них с 20-процентной скидкой». Сервис также обнулил комиссию для некоторых небольших ресторанов. Так Mail.ru Group, которой принадлежит сервис, поддерживает малый и средний бизнес.

 

Сервис «Яндекс.Еда» отменил комиссию для ресторанов, которые доставляют заказы собственными курьерами. «Яндекс.Такси» частично переориентировано на курьерскую службу. Таксисты теперь доставляют еду. Рынок заказов продуктов из ресторанов сильно меняется: доставка постепенно смещается из офисных районов в спальные. Зеленые, желтые, розовые костюмы курьеров расцвечивают безлюдные улицы.

Зато мы на свободе

Василий работает курьером в Wildberries. «Вообще я прораб,— признается он,— сейчас стройки остановлены. Но что мне теперь дома сидеть целый месяц? Так я и деньги зарабатываю, и на свободе гуляю, пока вы тут сидите. Зарплата хорошая. Тысяч 60 в месяц выйдет. Нам оплату за заказ повысили. Было 45 рублей, сейчас 60. Очень много заказов. Я 40–50 заказов в день успеваю сделать. Курьеров постоянно набирают. Всякие приходят, кто работу потерял. Менеджеры разные. Маску я не ношу. Зачем? Больше 2,5 часа в день в маске ходить вообще нельзя. Один у нас ходит целый день в этой маске, так у него вся рожа в прыщах».

«Среди новых курьеров много людей из отраслей, работа которых оказалась почти парализована на период пандемии, например ритейл и ресторанный бизнес,— рассказали «Огоньку» в пресс-службе сервиса «Яндекс.Еда».— В доставку сейчас также приходят люди, которые хотят помочь другим во время пандемии и совмещают работу курьером со своей основной деятельностью».

Сеть «Перекресток» с 25 марта временно трудоустраивает работников ресторанов и гостиниц, которые либо потеряли работу, либо ищут дополнительный заработок, пока их основное место работы на замке.

Самый известный новичок-курьер сейчас — это Сергей Ночовный. Бизнесмен, сооснователь консалтингового агентства с оборотом в несколько миллионов долларов.

Он устроился работать в «Яндекс.Еда». Об этом Сергей написал на своей странице в Facebook. По его словам, бизнес он пока не потерял. Отток выручки компания ожидает к июню. Ночовный пошел работать курьером «потому, что это возможность посмотреть на жизнь с нового ракурса, а еще единственный способ больше двигаться в карантин». Бизнесмен рассказывает, что его пример вдохновляет тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию и потерял работу. «Они увидели, что можно по-другому посмотреть на происходящее, не унывать, не загонять себя в тупик, а выйти на улицу и поделиться своей энергией с другими».

Спрос на курьеров высок, но и ищут эту работу многие. По данным HeadHunter, за год количество соискателей на вакансию курьера увеличилось в пять раз. Меняется и отношение к людям, которые приносят еду тем, кто заточен дома.

«Мы видим, что меняется отношение пользователей к курьерам,— рассказывают представители сервиса «Яндекс.Еда».— За последние несколько недель наши курьеры стали получать безналичные чаевые в два раза чаще. Сейчас их оставляют вместе с 12 процентами заказов — против прежних 6–7 процентов до начала пандемии».

В Delivery.Club сообщают, что количество чаевых, которые оставляют пользователи их сервиса, выросло на 40 процентов. Кроме того, компания пообещала в два раза увеличить сумму чаевых для курьеров, которые оставят им клиенты через мобильное приложение в апреле. «Этим мы хотим подчеркнуть значимость курьеров, которые в этот сложный период помогают всем нам с доставкой еды и продуктов»,— говорит вице-президент по foodtech Mail.ru Group Гюванч Донмез.

В «Яндекс.Еда» создали фонд, из которого будут осуществляться выплаты курьерам и водителям в случае заболевания коронавирусом или вынужденной самоизоляции из-за контакта с заболевшим.

Вопрос веры

«Пять дней я тут работаю. 4700 рублей заработал,— рассказывает Дмитрий, курьер «Яндекс.Еда»,— работы нигде нет, а курьеры неплохо получают. Раньше ремонтом бытовой техники занимался. Народу тьма приходит устраиваться. В день по 15 человек таких новых супергероев. В «Макдоналдсе» нам перед выдачей заказа температуру меряют, а в KFC нет. Да не боюсь я коронавируса. Не верю я в него. Что это вообще такое? Из-за какой-то одной летучей мыши полчеловечества, что ли, вымрет? Комедия — 7 млрд дома сидят. Но я санитарные нормы выполняю. Маску ношу и перчатки. Ни с кем не контактирую».

Компании, занимающиеся доставкой, принимают все возможные меры предосторожности, чтобы обезопасить клиентов и курьеров. Бесконтактную доставку ввели почти все сервисы. Курьер просто оставляет сумку под дверью и звонит получателю по телефону. Оплата и чаевые онлайн. Доставщикам выдают маски, перчатки, антибактериальные салфетки. Им измеряют температуру и дезинфицируют сумки. Курьерам «Яндекс.Еда» даны рекомендации — чаще мыть руки, воздерживаться от рукопожатий и пользоваться обеззараживающими гелями, а также обращаться к медикам при первых признаках плохого самочувствия.

Delivery.Club организовал в Москве мобильные медицинские бригады: у всех доставщиков частная лаборатория будет брать анализ на коронавирус.

…Курьер зоомагазина Искандер Ахупов аккуратно кладет пакет с золотой рыбкой на переднее сиденье. Багажник и заднее сиденье забиты коробками с самыми разными кормами.

«Ты думаешь, я рыбку везу,— говорит он,— я радость везу. Стою за дверью и слышу, как там собаки разные радуются — вкусняшку привез, и дети верещат от восторга. Рыбку привез!»

По материалам: www.kommersant.ru

*Вести