27.10.2020 fa fa- Home

Russian News 24

Новости России и мира онлайн

У НПФ Сбербанка убавилось клиентов

 

У НПФ Сбербанка убавилось клиентов

У НПФ Сбербанка убавилось клиентов

Негосударственные программы оказались краткосрочными

  • 1

Газета «Коммерсантъ» №83 от 14.05.2020, стр. 6

Крупнейший игрок пенсионного рынка негосударственный пенсионный фонд (НПФ) Сбербанка столкнулся со все увеличивающимся оттоком клиентов по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО). За последние два квартала они, несмотря на штрафные санкции в виде недополученного инвестиционного дохода, забрали из НПФ более 1 млрд руб. Нелояльность клиентской базы свидетельствует о низких по сравнению с ожиданиями граждан доходностях, считают эксперты.

Прирост обязательств по добровольным пенсионным программам НПФ Сбербанка в первом квартале 2020 года показал самую слабую динамику, начиная со второго квартала 2016 года, свидетельствует отчетность фонда. Они выросли на 530 млн руб., или лишь на 1,2%, по сравнению с началом года. Предыдущий минимум был зафиксирован в третьем квартале 2019 года, когда прирост составил 1,3%. С начала 2017 года, когда НПФ Сбербанка начал активно привлекать новых клиентов по индивидуальным пенсионным планам (ИПП), темпы прироста НПО никогда не спускались ниже 2,5% за квартал.

НПФ Сбербанка — крупнейший российский частный пенсионный фонд, его активы по итогам первого квартала 2020 года составили 685,7 млрд руб. При этом обязательства по ОПС превысили 600 млрд руб., а обязательства по НПО — около 44 млрд руб. Причем значительный рост обязательств по добровольным программам начался в 2017 году, когда НПФ Сбербанка запустил масштабное привлечение клиентов по ИПП.

Новые взносы от физических лиц, поступившие по добровольным программам, также оказались на минимумах за последние годы. В первом квартале они принесли в НПФ Сбербанка лишь 911 млн руб., что является самым низким показателем за три года. При этом клиентская база продолжает постепенно сокращаться. Если в первом квартале 2019 года она уменьшилась на 1,5 тыс. человек, то в этом году уже более чем на 9 тыс. человек (или 1,6% за год). Основной отток клиентов обеспечивают самостоятельно расторгнутые участниками договоры НПО — в последние два триместра по 18 тыс. человек. Одновременно растут и выкупные суммы, которые получают граждане при расторжении договоров. В четвертом квартале прошлого года и первом этого они превышали 500 млн руб., что является самым большим оттоком пенсионных средств из добровольных программ фонда и на фоне уменьшения взносов является определяющим фактором в замедлении темпов роста обязательств. Так, например, пенсионные выплаты по НПО ежеквартально не превышают 200 млн руб.

 

«В целом объем оттоков участников составляет чуть более 1% и не является значительным»,— считает гендиректор НПФ Сбербанка Александр Зарецкий. Он предполагает, что рост оттоков по сравнению с 2019 годом объясняется тем, что в 2017–2018 годах был всплеск привлечения новых участников по добровольным программам. «Мы предполагаем, что уменьшение количества участников по НПО связано с тем, что часть участников приобретали программу НПО с краткосрочной стратегией инвестирования на два года»,— говорит топ-менеджер. По его словам, клиенты могли расторгать договоры по истечении двухлетнего срока действия, так как по условиям договора именно с этого периода появляется возможность получения выкупной суммы. Согласно договорам по НПО, заключавшимся в отделениях Сбербанка в 2017–2018 годах, клиент имел право по истечении двух лет с момента заключения договора на полное возмещение взносов, но только на 50% полученного НПФ за это время инвестдохода. То есть по итогам 2018 года они могли получить доход, немногим превышающий 2% годовых, а по итогам 2019 года — чуть менее 5%.

«Индивидуальные добровольные программы, которые могли бы стать драйвером роста для российской пенсионной системы взамен, по-видимому, окончательно замороженному ОПС, показывают траекторию, противоположную бурному росту»,— говорит управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. И причин этому несколько. Во-первых, НПФ не научились работать с собранной клиентской базой, добровольно принесшей им деньги. Во-вторых, они не способны показать доходность, которая может заинтересовать граждан. Наконец, пенсионный продукт, видимо, не интересен гражданам из-за его недружелюбности, например, невыгодных условий получения выкупных сумм, полагает господин Митрофанов.

Илья Усов

Почему граждане переводят накопления из негосударственных фондов обратно в ПФР

По материалам: www.kommersant.ru

*Вести